Назад в блог ПолезноеНовости компании
Обложка записи блога

Бизнес сегодня все чаще встречается с уголовно-​правовыми рисками. Отбиться от уголовного преследования больше всего шансов на этапе поступления запроса о предоставлении документации.

Запрос из правоохранительных органов о предоставлении документов и сведений зачастую служит для бизнеса первым звоночком, призванным предупредить наступление в ближайшем будущем крайне неблагоприятных последствий. Среди них возможная дестабилизация работы компании или даже уголовное преследование руководителя или собственника бизнеса, главного бухгалтера и других сотрудников.

К сожалению, с каждым годом бизнес все чаще встречается с уголовно-​правовыми рисками. Это вызывает определенную напряженность в кругу предпринимателей. Во многом такую напряженность поможет снизить четкое понимание ситуации, знание своих прав и возможностей силовиков, что в свою очередь приведет к абсолютно осмысленной стратегии поведения в случае форс-​мажора. Именно на этапе поступления запроса о предоставлении документации у бизнеса больше всего шансов отбиться от незаконного уголовного преследования.​Вероятность возбуждения уголовного дела при этом иногда напрямую зависит от реакции бизнеса.

Направление запроса о предоставлении документации служит для силовиков наиболее эффективным способом сбора первичной информации и доказательств по уголовному делу. Это связано с двумя факторами. Во-​первых — простота составления запроса:​один-​два листа печатного текста, где силовики меняют только данные адресата и корректируют некоторые идентифицирующие признаки запрашиваемой информации. Во-​вторых — бизнес, отвечая на такого рода запросы, часто сам неосознанно помогает силовикам, предоставляя документы и сведения, достаточные для возбуждения в дальнейшем уголовного дела.

Кто может направить запрос?

По закону запрос в компанию в связи с наличием уголовно-​правового интереса к бизнесу могут направить прокуратура, МВД, ФСБ или Следственный комитет. На практике наиболее часто встречаются запросы из УЭБиПК (управление экономической безопасности и противодействия коррупции). Они направляются в рамках так называемой доследственной проверки (ст. 144–145 УПК РФ).

Гораздо реже встречаются запросы, направляемые в рамках уже возбужденного уголовного дела. Это делается, как правило, в целях процессуальной экономии, если, например, в рамках уголовного дела проходит множество лиц, так или иначе имеющих отношение к уголовному делу, а у следователя нет возможности произвести одновременные обыски по всем адресам. Если же в этом необходимости нет, силовики, как правило, сразу проводят обыск в помещении.

Как поступил запрос?

Если в офис вашей компании пришел запрос о предоставлении документации, первое, на что нужно обратить внимание, — на то, как эта бумага попала в офис.

Возможен следующий сценарий: явился сотрудник правоохранительных органов, передал запрос секретарю и удалился. При этом никто из сотрудников компании, наделенных полномочиями по приему и регистрации входящей документации, не расписался в получении данного запроса. Такой способ вручения нельзя признать правильным. Ненадлежащим будет и помещение запроса в почтовый ящик, под дверь офиса, путем направления СМС-​сообщения и т.п. Сроки ответа на запрос начинают отсчет с момента его вручения адресату (п. 4 ст. 13 закона «О полиции»). Именно поэтому момент вручения запроса полицейский должен зафиксировать совершенно четко.

Если запрос поступил в компанию по почте заказным письмом либо был вручен нарочно под расписку, то отвечать на него все же рекомендуется либо в срок, указанный в самом запросе, если тот является разумным, либо в течение одного месяца, если срок предоставления документов и/​или сведений в запросе не указан.

Законный ли запрос?

Необходимость ответа на запрос зависит от того, является ли он законным и обоснованным. Чтобы понять это, надо изучить, есть ли в нем соответствующие реквизиты и сведения. Запрос должен содержать в себе следующие данные:

1) номер КУСП (книга учета сообщений о преступлениях и происшествиях) и дату регистрации;

2) наименование органа, запрашивающего документы и информацию;

3) ФИО и должность лица, направившего запрос;

4) наименование адресата, включая ИНН организации, ФИО руководителя;

5) номер и дату запроса;

6) перечень запрашиваемых документов и сведений;

7) информацию, в связи с чем запрашиваются перечисленные документы и сведения;

8) фактические обстоятельства, позволяющие утверждать, что запрашиваемые документы и сведения связаны с проводимой прокурорской или доследственной проверкой либо с расследованием уголовного дела;

9) подпись, должность, печать.

Как правило, в запросах не забывают указывать ссылки на соответствующий закон и прочие формальные реквизиты, хотя случается, что силовики забывают указать даже номер КУСП или уголовного дела. При этом большинство направляемых запросов считаются необоснованными, поскольку не содержат в себе информацию, указанную в п. 7–8.

Некоторые правоохранители и вовсе полагают, что достаточно просто сослаться на нужный закон и перечислить все необходимые им документы. Это, конечно же, не так.

Итак, если запрос содержит в себе все вышеперечисленные реквизиты и сведения, то его игнорирование чревато привлечением к административной ответственности. В случаях, когда запрос поступил от следователя в рамках возбужденного уголовного дела, административная ответственность грозит по ст. 17.7 КоАП. За игнорирование запроса, направленного в рамках доследственной проверки, ответственность грозит по ст. 19.7 КоАП.

Ответственность за игнорирование запроса или неправомерный отказ в предоставлении документов и сведений

по ст. 19.7 КоАП РФ: предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц — от 300 до 500 руб.; на юридических лиц — от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
по ст. 17.7 КоАП РФ: административный штраф на граждан в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.; на должностных лиц — от 2 тыс. до 3 тыс. руб. либо дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Таким образом, в рамках уже возбужденного уголовного дела наказание существенно строже. Но следует принимать во внимание, что загруженный работой оперативный сотрудник, прокурор или следователь вряд ли найдет достаточно свободного времени, чтобы инициировать привлечение предпринимателя к административной ответственности за правонарушение, учитывая, что в большинстве случаев запросы все же не обоснованы.

При этом, как показывает судебная практика, следует учитывать, что риск привлечения к административной ответственности существует, даже если запрос был действительно незаконным и необоснованным. В этом случае, прежде чем отвечать, нужно обязательно взвесить все за и против.

Подробнее читайте на РБК по ссылке.

Рекомендованные новости

10/04/2024

Подробнее
07/12/2023

SZP Law в очередной раз отмечена ежегодным рейтингом по версии “Право.ru-300”

Подробнее
04/12/2023

SZP Law отмечена новым рейтингом юристов и юрфирм по версии “Российской газеты”

Подробнее
11/04/2023

Таганский суд Москвы удовлетворил требование защиты о признании обыска незаконным

Подробнее
10/04/2023

ИД “КоммерсантЪ” снова отметил SZP Law Boutique среди лучших юридических фирм России

Подробнее
29/03/2023

Доверитель освобожден из-​под стражи в зале суда

Подробнее